Как на подбор автопроизводители клонируют похожие модели во всех сегментах. И этому есть ряд причин – и объективных, и чисто коммерческих.

Роль ООН в эволюции дизайна автомобилей

Еще в 1952 году под эгидой ООН была создана группа по техническим требованиям к транспортным средствам, которая несколько позже выросла в WP.29 – Всемирный форум по гармонизации правил в отношении транспортных средств, сыгравший главную роль в унификации автомобилей.

Впервые об унификации стандартов производства автомобилей заговорила Япония в конце 1950-х, в эпоху расцвета больших американских корветов. Японским производителям необходимо было выйти на международный рынок быстро, минуя местные законы. США, к слову, тогда отказались от участия в группе и не подписывали соглашения о гармонизации до тех пор, пока в 1998 году не предложили свои поправки к ним.

Беларусь же присоединилась к соглашению 1998 года о глобальных правилах использования транспортных средств 3 марта 2015 года.

Соглашение 1998 года является правовой основой для разработки глобальных технических регламентов для транспортных средств и их компонентов с целью повышения их активной и пассивной безопасности, снижения выбросов и улучшения защитных (противоугонных) показателей – так вкратце можно сформулировать основную цель соглашения.

В результате страны-подписанты пришли к единым нормативам в конструкции автомобилей, габаритам и форме, которые были предложены международными экспертами как наиболее безопасные для участников дорожного движения, прежде всего велосипедистов и пешеходов. Конструкция автомобилей была унифицирована для того, чтобы в случае ДТП им был причинен наименьший вред.

На сегодняшний день в рамках соглашения 1998 года принято 16 глобальных технических регламентов. Они касаются, в частности, тормозных систем мотоциклов, подголовников, электронных систем контроля устойчивости, безопасности пешеходов и шин.

Приведение в соответствие единым стандартам привело к тому, что автомобильная промышленность развитых стран проникла в отрасли развивающихся и слаборазвитых стран. Общие стандарты повлекли серьезные коммерческие последствия для последних. WP.29 по этой причине до сих пор сталкивается с проблемой достижения консенсуса по гармонизации правил.

Аэродинамика и аэродинамические трубы

Еще в 1983 году Джим Кэрролл, бывший председатель правления BBH London, заметил, что автомобили становятся очень похожими друг на друга. Причина? Испытания в аэродинамической трубе. По мере того как производители оптимизировали топливную экономичность, они сходились к общему набору форм, пропорций и размеров. Результат – однородность дизайна автомобилей, которая сохраняется и по сей день.

Общие автомобильные платформы

Автомобильные гиганты всё чаще используют общие платформы для своих брендов. Эти платформы служат основой для нескольких моделей. Таким образом производители оптимизируют производство и снижают затраты. Однако такая практика может привести к визуальному сходству разных брендов.

Глобализация

В прошлом автомобили имели ярко выраженную национальную идентичность. Сегодня компании разрабатывают автомобили для глобальной аудитории. Они стремятся заинтересовать широкую аудиторию в разных странах, где клиенты воспитаны в разных культурных традициях. Соответственно, дизайн становится более универсальным и менее привязанным к конкретным регионам.

Ограничения, связанные с упаковкой

Дизайнеры автомобилей получают спецификации от отделов упаковки. Эти ограничения диктуют такие факторы, как пространство салона, функции безопасности и размещение двигателя. В результате творческий подход в рамках этих ограничений может привести к созданию похожих автомобилей.

Китайские бренды

Напоследок коснемся вопроса похожести китайских брендов, которые, по мнению наших читателей, и вовсе на одно лицо.

– Если говорить про китайские автомобили, в их дизайне явно проглядывает «стадное чувство», – утверждает автоэксперт Валерий Арутин. – А если серьезно, китайцы не стесняются копировать идеи не только у остального мира, но и у самих себя. Думаю, это связано с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке: слишком смелое или неудачное дизайнерское решение просто убьет модель. Она же объясняет и тот факт, что китайские автопроизводители постоянно выпускают обновления и рестайлинги (часто – весьма радикальные), не считаясь с огромными расходами на эти операции. Главное – поддерживать у покупателя постоянное чувство новизны.

Ранее мы рассказали, какое главное отличие нашли тестировщики в похожих Xiaomi SU7 и Porsche Taycan.

Чтобы сообщить об ошибке, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Подписывайтесь на ABW и читайте новости раньше всех!